«Потребитель «Автодела», декабрь 2008 г.
При езде по грязной дороге грязными зачастую становятся не только колеса, но и кузов и фары. А когда у машины «глаза» закрыты, то и ехать на ней становится весьма проблематично. Особенно это начинает доставлять много хлопот ночью, где-нибудь на загородом на тарссе. И именно для решения таких проблем предназначены специальные очистители фар. Конечно, надо отдавать себе отчет в том, что нет лучшего очистителя, чем человек с тряпкой, однако далеко не у каждого водителя есть желание периодически выходить из машины и вытирать фары собственноручно. Хороший очиститель способен смыть большую часть грязи, что вполне достаточно для того, чтобы не прерывать движения автомобиля для очистки.
Система «Очиститель фар струйный» «СКИФ» (ОФС-12П, ОФС-12С) предназначена для очистки фар мощной струей жидкости, подаваемой насосом высокого давления, который имеет недорогой регулятор давления, через подпорный и долговечный обратный клапан-тройник при помощи электронного блока управления в спаренные форсунки вихревого типа. Система рассчитана на работу в диапазоне температур от +60 до -40 градусов, поскольку разработана с применением специальных незамерзающих жидкостей. Грязь смывается за счет того, что весьма мощная струя жидкости, вылетающая из форсунок, позволяет сбить налет грязи на фаре либо, в самых сложных случаях, хотя бы смочить эту грязь. Как бы то ни было, фара начинает светить лучше, что благоприятно сказывается на безопасности.
С 2007 года на прилавках магазинов и автомобильных рынках начали появляться похожие на «СКИФ» струйные омыватели фар под маркой Sho-Me и компании Danfoss.
Разработчики очистителей фар «СКИФ» в техническом отделе испытали один комплект омывателя фар Sho-Me. Для испытаний был выбран комплект ОФС-1П с плоскими форсунками, аналогичный системе ОФС-12П. При детальном исследовании образца выявилось несовершенство конструкции сферической части форсунки, что приводит к ухудшению качества очистки фары: более размытая струя способствует снижению давления водяного потока. При испытаниях ниже -10 градусов обнаружились деформации форсунок и клапана-тройника. Сферическая часть форсунки («глаз») вылетает из корпуса форсунки под действием сильного напора воды. Это означает, что применяемый китайским производителем материал (пластик) попросту не соответствует необходимым требованиям. Используемый в комплекте шланг при замерзании в нем воды деформируется. Также в омывателе Sho-Me отсутствует блок управления работы очистителя фар, что приводит к значительному увеличению расхода жидкости из бачка омывателя. Подпорная пружина, используемая китайским производителем в клапане-тройнике, недостаточно сильно закрывает клапан, что приводит к его раннему открытию, уменьшению давления, увеличению расхода жидкости и ухудшению качества очистки фары.
К сказанному можно добавить, что на эту продукцию отсутствует сертификат соответствия Госстандарта России, что изначально ставит под сомнение целесообразность покупки омывателя фар Sho-Me. Поскольку при прохождении сертификации продукт подвергается серьезным испытаниям с помощью специальных технических средств (нагрев, охлаждение, устойчивость к возгоранию, работа всех компонентов в экстремальных условиях, наличие радиопомех, ресурс всех деталей и т.д.), с учетом обнаруженных недостатков прибор от Sho-Me никак не смог бы пройти подобные тесты. Очиститель фар «СКИФ» неоднократно и с успехом преодолел все эти барьеры, что и было подтверждено соответствующим сертификатом: первый раз в 2003 году, а второй в 2006 году.
Эффективность омывателей фар можно оценить как при использовании ксенонового света, так и галогенового. Про «галоген» тут все понятно: если фары залеплены грязью, то они просто перестают освещать дорогу. А вот с ксеноном дела обстоят серьезнее: грязная ксеноновая фара начинает слепить встречных водителей. ОФС успешно решает эту проблему. Между прочим, в странах ЕС эксплуатация ксенона без омывателей фар запрещена, в России также приняты соответствующие правила использования ксенона на транспортных средствах, но пока ГИБДД за это не штрафует. Применение вместе с омывателем механических фароочистителей, безусловно, значительно повысит эффективность очистки, однако щетки можно устанавливать только на те машины, у которых фары выполнены из стекла. У большинства современных автомобилей они сделаны из полимерных материалов, который щетки попросту затрут, поэтому фары придется потом полировать либо менять. В этом случае струйный очиститель является наилучшим выходом из положения. Одним из основных преимуществ ОФС «СКИФ» является его универсальность: его можно установить на любой автомобиль, независимо от марки или модели.
Роман Баядин